Подбираем методы воспитания ребёнка в зависимости от его темперамента.

temperament-rebyonka-i-vospitanie

Все дети разные, а поэтому каждый ребёнок требует индивидуального подхода. При выборе методов воспитания, очень важно учитывать темперамент ребёнка. Ибо, в зависимости от своего темперамента, дети очень по-разному реагируют на строгость, на ласку, на родительские наставления. Так, например, ребёнок-холерик даже не обратит особого внимания на отцовский подзатыльник, тогда как для ребёнка-меланхолика физическое наказание может обернуться психологической травмой. Давайте рассмотрим, как проявляется темперамент в поведении ребёнка, и какие методы воспитания могут оказаться наиболее действенными для детей разных темпераментов.

Ребёнок-холерик подвижен и энергичен, но непоседливость мешает ему хорошо учиться. Главная проблема ребёнка-холерика заключается в плохо развитом самоконтроле — ему трудно долго сосредотачиваться на каком-то одном деле, будь-то новая игра или выполнение домашнего задания. Очень важно с самого раннего возраста развивать в ребёнке-холерике умение управлять собой. Таким детям просто необходим строгий режим дня — соблюдая его, они учатся организованности. Чтобы избавляться от переизбытка энергии, ребёнку-холерику следует играть в подвижные игры и заниматься спортом. По отношению к ребёнку-холерику иногда следует проявлять строгость и жёсткость, так как если он не будет бояться и уважать родителей, то может легко выйти из-под родительского контроля. При этом нужно учитывать, что ребёнок-холерик куда лучше реагирует на спокойный тон, чем на крик. Разговор на повышенных тонах может выбить и без того неуравновешенного и возбудимого ребёнка-холерика из колеи.

Ребёнок-сангвиник в меру активен и инициативен — он рано становится самостоятельным. У него сильная воля и устойчивая нервная система. Стрессы он переносит хорошо и быстро после них восстанавливается. Ребёнок-сангвиник, чаще всего, не имеет серьёзных проблем с учёбой — старается хорошо учиться, так как довольно честолюбив. Со старшими ребёнок-сангвиник не любит конфликтовать, но если посчитает нужным, то молча, поступит по-своему. Главная проблема ребёнка-сангвиника в том, что его интересы многочисленны, но поверхностны. Поэтому его таланты и способности могут так и остаться нереализованными, если родители не помогут ему их раскрыть. Давить на ребёнка-сангвиника не следует, так как он довольно упрям и склонен противиться родительскому диктату. Но если разговаривать с ребёнком-сангвиником на равных, приводя убедительные аргументы, то он вполне может прислушаться к родительским наставлениям и поступить так, как хотят родители. Дети-сангвиники самолюбивы и всегда требуют уважения к своей личности — в том числе и от старших. Поэтому, чтобы не испортить отношения с ребёнком-сангвиником, не следует перебарщивать с наказаниями. А если наказывать, то наказание должно быть адекватно проступку.

Ребёнок-флегматик отличается тихим, спокойным и мирным характером. Он медлителен и не очень склонен к физической активности. Многие дети-флегматики, из-за недостаточной подвижности, уже в раннем детстве начинают набирать лишний вес, если их не приобщить к спорту. Учится ребёнок-флегматик, чаще всего, хорошо — среди детей флегматиков самый большой процент отличников. Хорошая организованность и усидчивость помогают ребёнку-флегматику без особых проблем овладевать новыми знаниями и умениями. Ребёнок-флегматик послушен, но бывает и упрямым — настаивает на своём, если уверен в своей правоте. Хотя, чтобы не сердить родителей, может и уступить. От такого ребёнка нельзя требовать быстрой реакции. Спешка может вывести его из равновесия. Главная проблема ребёнка-флегматика — это инертность. Ему трудно переключаться с одной работы на другую. Чтобы ребёнок-флегматик не вырос пассивным и безразличным, родителям следует развивать в нём активность, инициативность, а также целеустремлённость. На пользу ему пойдут спорт, участие в соревнованиях, игры на сообразительность. Если ребёнка-флегматика с детства приучать к преодолению трудностей и препятствий, это очень пригодится ему в жизни.

Ребёнок-меланхолик застенчив, скромен, боязлив, не любит привлекать к себе внимание окружающих. У детей-меланхоликов чувствительная нервная система и слабая стрессоустойчивость. Даже незначительная проблема может вызвать у такого ребёнка отрицательную эмоциональную реакцию, вплоть до слёз и истерики. Зато ребёнок-меланхолик покладист и послушен — он не любит огорчать родителей и избегает конфликтных ситуаций. Ребёнок-меланхолик часто бывает наделён различными талантами, но так как он стеснителен, то испытывает трудности с самореализацией. Главная задача родителей такого ребёнка — помочь ему преодолеть застенчивость, воспитать в нём мужество и самоуверенность. Ребёнка-меланхолика следует чаще хвалить и поощрять, чтобы у него выработалась высокая самооценка. Ни в коем случае нельзя проявлять по отношению к ребёнку-меланхолику повышенную строгость. Крик и физические наказания могут расшатать его нервную систему до такой степени, что он станет плаксивым, боязливым и истеричным. На ребёнка-меланхолика следует воздействовать только лаской и спокойными уговорами.